Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
Московский Цирк на Цветном бульваре является одним из старейших стационарных цирков на территории России, он был открыт в октябре 1880 года потомственным цирковым артистом, предпринимателем, директором и основателем нескольких цирков Альбертом Саламонским, основной принцип которого был: что это за цирк, если публика в нём мало смеётся?
Интересно то, что до Саламонского цирк не считался зрелищным заведением для детей. Он написал прошение губернатору города о разрешении давать утренние представления, говоря о том, что программы будут адаптироваться к детскому восприятию. Цирк каждое воскресенье давал детские спектакли. На Рождество устраивались праздничные ёлки с хороводами и танцами, после чего дети получали подарки. С приходом Советской власти, а именно в 1919 году цирк на Цветном был национализирован и принял статус первого государственного советского цирка. В манеже на Цветном работали такие знаменитые клоуны, как Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.
С 1880 по 1913 год этот цирк носил имя основателя Альберта Саламонского, после Октябрьской социалистической революции и национализации был переименован в Первый государственный. С 1996-го носит имя артиста, клоуна Юрия Никулина, который в 1983—1997 годах был его руководителем.
В новом здании цирка на Цветном бульваре сейчас современное техническое оснащение, по-новому оборудованы административные кабинеты, гримёрные, помещения для животных. Необыкновенно красивым стало новое зрительское фойе. Зрительный зал, лишь с небольшими изменениями, постарались воспроизвести также как он был до реконструкции. Сегодня Старый Московский цирк на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.
Московский государственный цирк на проспекте Вернадского
В 1971 год новый Большой цирк распахнул свои двери для посетителей. Так началась история цирка на Вернадском.
Одновременно представление здесь могут смотреть 3500 человек. Расположение зрительских мест таково, что манеж хорошо виден с любой точки. Вообще, в этом цирке пять меняющих при необходимости манежей, а именно – световой, ледовый, иллюзионный, водный и конный. Это делает цирк на проспекте Вернадского уникальным и позволяет зрителю стать участником сказочной феерии из сменяющих друг друга звуков и образов.
Очень скоро цирк становится гордостью Москвы и москвичей. Сюда спешат многочисленные гости столицы из разных городов страны и иностранцы. Это и не удивительно, ведь каждое представление это почти чудо. За свою историю цирк создает более ста таких «чудес», именно столько было сделано программ, многие из которых уникальны в своем фантастическом разнообразии жанров и номеров. Чего стоит, например, выступление ежиков, этих колючих комочков, которые на первый взгляд ничем не примечательны. Но это только в природе они фыркают и выпячивают колючки. В цирке на проспекте Вернадского эти создания летают и приземляются прямиком на воздушный шар, который остается целым. Потом они уморительно возят маленькие тележки с цветами.
Самый большой стационарный цирк в Европе. В его спектаклях принимают участие лучшие артисты, лауреаты Международных конкурсов, представители знаменитейших цирковых династий. Каждый спектакль Большого Московского цирка – это великолепные номера с уникальными трюками, талантливыми четвероногими артистами и интересными режиссёрскими находками. Современное техническое оснащение – пять сменных манежей, возможность использования инновационных сценических, звуковых и световых технологий – позволяет авторам и режиссёрам спектаклей создавать красочные шоу, каждый раз удивляя зрителя, побуждая их приходить в этот цирк снова и снова!
Санкт-Петербургский государственный цирк
Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, первый каменный стационарный цирк России, открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, — Гаэтано Чинизелли.
Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.
Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.
Автором инновационного для своего времени проекта выступил петербургский архитектор В. А. Кенель. Это было здание, поражающее своей роскошью, великолепием и всевозможными техническими новшествами. Особой достопримечательностью цирка тех времен была отделанная мрамором, украшенная зеркалами и фонтанами, содержащая в идеальной чистоте конюшня на 100 лошадей.
В конце XIX — начале ХХ века представления в Цирке Чинизелли по популярности конкурировали с премьерами в Мариинском театре.
После революции 1917 года последний владелец арены на Фонтанке из династии Чинизелли покинул Россию, и для цирка началась новая жизнь, без аристократической публики и без классовых различий. Но и в советское время цирк продолжал оставаться в авангарде зрелищных учреждений и стал первой экспериментальной мастерской по подготовке новых цирковых номеров. На протяжении всей истории цирк СПб отличался высоким мастерством и достойным признанием.
В 2015 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк был открыт после масштабной реконструкции. После ремонта вместимость зрительного зала составляет 1814 мест.
В цирке работает и развивается Музей циркового искусства. Его экспозиции можно увидеть в обновлённых интерьерах второго и третьего этажей.
Санкт-Петербургский цирк-шапито в Автово
Цирк расположился в Кировском районе в историческом квартале под названием «Автово», который и определил его будущее название. Тогда были совершенно другие и требования и параметры. Шатер есть шатер, шапито есть шапито, временная работа в зависимости от погодных условий. И поэтому идея сделать его стационарным, суперсовременным с точки зрения дизайна, оформления, архитектуры, сделать так, чтобы он вписался в ландшафт, в архитектурный облик района, стал его украшением, была очень привлекательной.
Здание цирка в Автово создано французской компанией «Люсьен-Вальтер», которая уже добрых три десятилетия занимается пространственными конструкциями, соединяя металл и тканевые покрытия. В разных странах мира есть подобные сооружения — ангары, рестораны, бассейны, в Страсбурге — автобусный вокзал. В нашей стране неоднократно пытались построить подобный цирк — стационарное шапито, было несколько не очень удачных попыток. Проанализировав европейский строительный рынок, доверились фирме «Люсьен-Вальтер» и не ошиблись. Сегодня Санкт-Петербург имеет уникальное цирковое сооружение, в нем нет дополнительных опор, конструкций, деталей, которые бы мешали зрительскому восприятию. Поэтому зрителю одинаково хорошо видно и из первого ряда, и из последнего.
Работа выдающихся мастеров циркового искусства в цирке Автово, который распахнул свои двери 15 августа 1995 года, сделала его заслуженно любимым цирком в городе, куда вот уже много лет приходят ценители циркового искусства, чтобы увидеть новые и новые программы. На арене проводятся разнообразные мероприятия, концерты, спектакли.
Астраханский государственный цирк
История Астраханского цирка уникальна! В 19 в. в Астрахани ежегодно, начиная с 1 мая по 1 сентября, проводилась крупнейшая в Поволжье ярмарка, на территории которой одновременно действовало от 2 до 4 балаганов. В них демонтировались цирковые номера, но настоящий цирк жители города увидели в 1885 году. Итальянский предприниматель А. Безано построил деревянное здание под парусиновой крышей. В представлении участвовали его малолетние дети и ученики. В этом цирке В. Л. Дуров впервые выступил в качестве клоуна-дрессировщика. В 1898 братья Никитины осуществили свой замысел — «замкнуть кольцо», т. е. включить в круговое гастрольное турне их труппы Астрахань (Тифлис, Баку, затем морем в Астрахань, оттуда пароходом по всем городам Поволжья). Построенный ими деревянный цирк на 1200 мест в саду «Отрадное» отличался прекрасным внутренним убранством. Помимо дивертисментных программ братья Никитины ставили пантомимы «Юлий Цезарь», «Китайский праздник»и др. В последствии цирковые представления проводились в цирках шапито, затем был построен летний стационарный цирк с брезентовым покрытием. В начале 60-х годов была смонтирована металлическая крыша.
10 апреля 2010 года в торжественной обстановке цирк открылся в обновленном виде в соответствии с современными техническими требованиями. Астраханский цирк вошел в когорту областных видов искусства, как социально значимое и любимое астраханцами учреждение культуры. В настоящее время Министерством культуры представлены все виды искусства и это является нашей гордостью. Астраханцы и гости нашего города имеют возможность круглый год наслаждаться цирковым искусством. Цирк является украшением площади города. Творческий персонал Астраханского цирка приглашает лучшие цирковые программы, все они разнообразны и высокопрофессиональны.
Астраханский цирк высоко держит марку, здесь проходят гастроли артистов цирка с триумфом покорившие многие страны мира — это закономерный результат планомерной, кропотливой работы администрации цирка. Радовали публику и дарили свой талант знаменитые династии российского цирка Дуровых, Корниловых, Филатовых, Запашных, Тимченко, Багдасаровых и многие другие.
Брянский государственный цирк
Вот уже более 40 лет на арене Брянского цирка выступают прославленные мастера манежа, известные всему миру династии цирковых артистов, пробует свои силы и начинающая молодежь. Воздвигнуто здание цирка в 1975 году, а первые сведения о цирковых выступлениях относятся ещё ко второй половине 19 века.
Современное здание Брянского цирка отвечает всем требованиям технического оснащения. Имеется и свой оркестр. Первым директором цирка в Брянске был Н. Моргунов, в 1989 г. руководство цирком перешло к Н. Кравченко, а с декабря 2003 г. директором и художественным руководителем был назначен А. Аниченко, в прошлом цирковой артист, а позднее руководитель одного из отделов в Российской Государственной цирковой компании в Москве.
За 30 с лишним лет Брянский цирк предоставлял возможность демонстрировать на своей арене мастерам манежа все существующие жанры, открывая перед артистами неограниченные возможности для творческих поисков и свершений. И дебютанты, и народные артисты в одинаковой мере являются желанными гостями в г. Брянске. Среди мастеров циркового искусства нет ни одного артиста, не побывавшего на арене Брянского цирка, поэтому нет надобности перечислять их имена.
Владивостокский государственный цирк
Первое цирковое представление жители Владивостока увидели в 1885 году от труппы Ламбергера, цирк тогда располагался в Клубном овраге по улице Светланской, сегодня это территория Матросского клуба Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Об успехах Владивостокского цирка говорит и тот факт, что цесаревич Николай, побывав на представлении в мае 1891 года, пожаловал в награду цирку 100 рублей — весьма значительную по тем временам сумму.
С тех пор во Владивостоке поочередно открывались еще девять различных цирков, в которых выступали как русские, так и иностранные труппы. В 1889 году был построен цирк в районе Офицерской слободы, располагавшейся между остановками «Дальзавод» и «Авангард».
В 1901 году на пересечении улиц Первой Морской и Корейской (район выше привокзальной площади) предприниматель Боровикс построил «Общедоступный театр», который сгорел спустя десять лет. Та же участь постигла и «Городской цирк», располагавшийся в 30-е годы прошлого столетия на пересечении Океанского проспекта и улицы Прапорщика Комарова. Тридцать лет, с 1938 по 1968 годы, в районе центральной площади Владивостока напротив кинотеатра «Уссури» в городском сквере располагался летний цирк-шапито, который работал с ранней весны и до поздней осени. А в 1973 году город наконец получил знаменитую «ракушку».
Волгоградский государственный цирк
Волгоградский государственный цирк открылся в 1967 году. Волгоградский госцирк был построен генеральным подрядчиком трестом «Волгоградстрой» по специальному проекту, разработанному институтом «Волгоградгражданпроект». Главный архитектор проекта — заслуженный архитектор РФ Е.В.Дынкин.
Здание Волгоградского цирка представляет собой настоящее архитектурное творение. Зрительный зал вмещает 1840 мест, просторные вестибюли и фойе, удобные обзорные галереи, позволяющие зрителям во время антракта подышать свежим воздухом — все это как нельзя лучше подготавливает к восприятию циркового представления.
Самым первым директором Волгоградского цирка был заслуженный работник РФ М. М. Псалти, который стоял у самых истоков этого цирка и руководил его проектированием и строительством. Это его усилиями жители Волгограда получили в подарок это уникальное здание. Это был его второй подарок волгоградцам. Первым было открытие цирка-шапито в разбитом Сталинграде во время войны в 1943 году.
За более чем тридцатилетний период, здесь, в Волгоградском госцирке, в разное время выступали звезды советского, а теперь русского цирка: И. Бугримова, М.Румянцев, он же Карандаш, Т.и Ю. Дуровы, О. Попов, В. Тихонов, В. и М. Запашные, Э. и И. Кио и многие другие артисты.
Волгоградский цирк в разное время всегда гостеприимно принимал зарубежных артистов из бывшей республики Чехословакии, Румынии, Китая, Венгрии, Польши, Германии, Кубы, а также цирковые труппы из разных краев и республик.
Волгоградский цирк занимает достойное место среди учреждений культуры Волгограда, цирком проводится большая благотворительная работа с инвалидами ВОВ, малоимущими семьями и детьми-сиротами. Постоянно проводится работа с воинами Волгоградского гарнизона. Ни одно праздничное городское мероприятие не проводится без участия артистов цирка. За время своей деятельности цирк обслужил около 20 миллионов зрителей не только в здании цирка, но и на других площадках самого города Волгограда и его области.
Воронежский государственный цирк
Цирк, как явление, в Воронеже появился еще задолго до того, как было построено первое стационарное здание цирка. В XIX веке бродячие артисты регулярно давали представления в этом провинциальном городе, иногда использовали шапито, иногда представления шли прямо под открытым небом.
Деревянное зимнее здание было выстроено на деньги и усилиями знаменитого итальянского антрепренёра Максимилиано Труцци в 1882 году. В Воронеж он приехал уже известным на всю Россию актером, до того, как перебраться в глубинку с целью открыть собственный цирк, он два года отработал в Московском цирке на Цветном бульваре, который стоит отметить ненамного старше Воронежского. Его номера икарийские игры, пантомиму, наездничество — поразили московского зрители, и по праву заслуживали бурных оваций.
Цирк Труцци пользовался большим успехом у населения, в зале часто не было свободного места. Он был одним из крупнейших цирков страны того времени, поэтому здесь часто гастролировали цирковые артисты из других городов, выступать, выражаясь современными словами, здесь было престижно. В принадлежавшем ему цирке начинал карьеру клоуна известный цирковой артист Анатолий Леонидович Дуров. В Воронеже он пробует дрессировать животных, первыми среди которых были баран, поросёнок и петух.
Но деревянное здание не вечно, и уже в 1905 году был выстроен новый цирк. Его владелец, Попов И., имел малое отношение к цирковому искусству, он был хозяином бань, но кроме этого он был и хорошим дельцом, с потрясающей выгодой в разное время Попов сдавал здание таким известнейшим цирковым деятелям, как А. Чинизелли, Э. Труцци, А. Лапиадо, Н. Малюгин, Милетс, С. Даньшин.
Гражданская война не прошла бесследно для Попова, в 1920 году его цирк был разрушен, на долгие годы циркачи лишились постоянного пристанища. Выступления проходили в саду Первомайском, где не раз выстраивались здания летнего цирка. Был еще один стационарный цирк, правда, история его коротка — в 1929 году его воздвигли, а во время Великой отечественной войны он был разрушен.
Фундамент современного цирка Воронежа был заложен в 1972 году, здание строилось с расчетом на 2400 мест.
Воронежский цирк — это не только красивое и удобное строение, это еще и огромное количество выдающихся артистов, которые начинали свою карьеру в этом городе. Среди них такие имена, как Иван Золототрубов — эквилибрист на переходной лестнице, Зуев и Тертычный — силовые акробаты, Леонид Шапошников — соло-гимнаст, Павел Дрыгин и Алексей Козявин — турнисты и другие.
В июле 2008 года на втором этаже Воронежского цирка был открыт памятник Анатолию Леонидовичу Дурову. Автор скульптуры — грузинский скульптор Вано Арсенадзе. Появление этого памятника стало результатом совместного проекта национальных общин Воронежа: грузинской, греческой, армянской, украинской, немецкой и курдской.
Екатеринбургский государственный цирк
Екатеринбургский Государственный цирк расположен в живописном месте города Екатеринбурга – на берегу реки Исеть, на пересечении улиц Куйбышева – 8 Марта. Открыт 1 февраля 1980 года. По своей конструкции здания считается одним из лучших в Европе и приспособлен для самых сложных постановок, а его интерьер отделан уральским камнем. В цирке 2 558 мест, два манежа (основной и репетиционный). Более 20 млн. зрителей посетили цирк за время его существования. Цирк носит имя нашего земляка, Народного артиста СССР, талантливого дрессировщика Валентина Филатова.
С января 1994 года директором цирка назначен Народный артист России Анатолий Павлович Марчевский. С этого времени цирк получил второе дыхание. В Екатеринбургском цирке стали гастролировать лучшие номера и аттракционы Российского цирка. На манеже работали мастера международного класса, такие как Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ Мстислав Запашный, народные артисты, лауреаты Государственной премии Николай Павленко, Тамерлан Нугзаров, Народная артистка России Тереза Дурова, народные артисты России Владимир Доровейко, Алексей и Таисия Корниловы, Сарват Бегбуди и многие другие, чьи имена составили славу школы циркового искусства России. С 2008 года на манеже Екатеринбургского цирка появились и звезды мирового цирка – известный итальянский клоун и режиссер Дэвид Ларибль, великобританский клоун и режиссер Дэвид Шайнер, клоунский дуэт «Братья Таквин» из Бельгии и клоунское трио «Монти» из Франции.
С 1996 года в цирке ежегодно проводятся региональные, всероссийские и международные фестиваля циркового искусства. Благотворительные представления цирка с удовольствием посещают дети Екатеринбурга и Свердловской области.
Важным культурным событием 2006 года стал спектакль «Берегите клоунов!», посвященный памяти Юрия Никулина. Спектакль, не имеющий аналогов в России, сразу получил общественное признание и приглашение для показа в Москве.
В 2008 году Екатеринбургский цирк стал организатором Первого Всемирного фестиваля клоунов. Он вызвал огромный интерес у всей мировой цирковой общественности, а также привлек внимание российского зрителя и стал грандиозным событием в культурной жизни нашего города и России.
Множество учреждений, предприятий и организаций города и области проводят свои праздники и знаменательные даты вместе с цирком. По творческим и многим другим показателям Екатеринбургский цирк по праву считается одним из лучших среди всех Российских цирков.
Ивановский государственный цирк
В 1929 году с образованием Ивановской промышленной области Иваново-Вознесенск стал столицей одного из крупнейших экономических регионов СССР. В связи с этим, резко возрасли темпы строительства жилых и общественных зданий. Начало 30-х годов ознаменовалось закладкой по решению облисполкома двух крупнейших общественных сооружений в формах авангардной архитектуры, на противоположных берегах реки Уводь — театра драмы и цирка.
Авторами проекта первого советского государственного цирка были выпускники инженерно-строительного факультета ИВПИ — архитектор С. А. Минофьев и инженер Б. В. Лопатин. В мае 1931 года был опубликован проект самого крупного в те годы здания цирка в СССР на три тысячи мест, где предполагалась небывалая по оригинальности конструкция полусферического купола из 32-х деревянных полуарок. Диаметр купола был 50, а его высота — 25 метров.
Возведение здания проводилось очень быстрыми темпами. В центре будущей арены была установлена деревянная башня, на верхнем настиле которой располагался металлический цилиндр с песком. Здесь и производились скрепление верхних концов полуарок. Сборка купола была закончена зимой 1932 года. Потом его обили тесом и жестью. Когда удалили центральную опору, осадка верхней точки купола произошла всего на 25 миллиметров. Это показывает, насколько точно Б. В. Лопатин выполнил инженерный расчет.
Открытие первого советского ивановского государственного цирка состоялось 28 сентября 1933 года. Зрительный зал с ареной могли легко трансформироваться в зал со сценой-эстрадой. В этом здании периодически проходили и различные общественно-политические мероприятия тех лет.
За долгие годы работы деревянного цирка на его арене выступили многие знаменитые артисты — комики И. С. Радунский и И. О. Вильтазак (дуэт «Бим-Бом»), дрессировщики Дуровы, Б. А. Эдер, Н. П. Гладильщиков, Н. А. Никитин, а также династия Запашных. Выступал известный иллюзионист Эмиль Кио.
Немало веселых минут жителям Иванововской области доставили клоуны Олег Попов, Карандаш, Василий Лазаренко, Акрам Юсупов. Ивановский цирк всегда служил постановочной базой для новых представлений, здесь репетировались новые номера, которые своей необычностью покоряли зрителей всего мира.
В годы войны здесь функционировала конно-акробатическая студия под руководством А.Александрова-Сержа. Здесь же создавали свои номера Вальтер Запашный, а также Валентин и Виктор Эдеры, артисты Волжанские, Владимир Теплов и другие.
Весной 1975 года в Ивановском деревянном цирке прошло последнее представление. Горсовет принял решение о сносе здания. Этот цирк использовался без единого капитального ремонта. Описание цирка и анализ его уникальных конструкций вошли в многотомное издание «Всеобщей истории архитектуры» и во все учебники для архитектурных и строительных ВУЗов. Макет старого цирка сейчас хранится в Московском музее архитектуры и экспонировался он в 1981 году на Международной выставке «Москва-Париж». К 1975-му году техническое состояние здания было вполне удовлетворительным. Но по решению Первого секретаря Ивановского обкома КПСС В. Г. Клюева это уникальное здание было взорвано. Это был 1977 год. Это решение Клюева вызвало огромный протест со стороны ивановских краеведов, специалистов-архитекторов. Однако к их голосам никто не прислушался и город Иваново потерял уникальный архитектурный памятник.
В следующем году коллектив СМУ-9 приступил к сооружению нового здания цирка по типовому проекту. Местные архитекторы внесли в него некоторые изменения и сделали привязку к местности. Ряд заказов по изготовлению отделочных материалов был размещен на местных предприятиях. Покрытие купола выполнило Ивановское станкостроительное объединение (ныне — Завод тяжелого станкостроения — ИЗТС), возглавляемое в те годы Владимиром Кабаидзе. Облицовочные панели изготовило объединение «Ивановомебель», ковер для арены — Комбинат искусственной подошвы.
30 октября 2015 года Ивановский цирк открылся после реконструкции. После переоснащения и реконструкции Ивановский цирк стал одним из самых современных цирков в России. Сейчас Ивановский государственный цирк носит имя династии земляков-канатоходовцев Волжанских.
Ижевский государственный цирк
Долгое время в Ижевске не было цирка, а представления давали заезжие артисты. Первый стационарный цирк был построен Александром Гавриловичем Коромысловым, в 1895 году. Цирк находился возле Мучного базара (на углу нынешних улиц Бородина и Горького). Просуществовал он до гражданской войны.
21 сентября 1926 года, близ Сенной площади, куда с Базарной улицы перенесли основную торговлю, открылся стационарный цирк «Коларт» на 1500 зрительских мест. Выглядел этот цирк хотя и вместительно, но неказисто, отапливался дровами и освещался керосиновыми лампами.
Цирк обветшал к 1939 году, и было принято решение на его месте построить каменное здание. Архитектор П. М. Попов взял за основу проекта первый в России каменный цирк Чинизелли в Петербурге (1877), дополнив его портиком с барельефами акробатки и укротителя и увеличив высоту купола до 20 метров.
Цирк открылся, несмотря на войну, 29 ноября 1943 года, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы.
Увы, здание, когда-то входившее в число лучших цирков по стране, было признано аварийным. Ижевский цирк закрылся на реконструкцию 14 января 1990 г.. Выяснилось, что реконструкция обойдется в те же деньги, что и строительство нового сверхсовременного здания. Окончательное решение о сносе старого здания и строительстве нового приняли только в 1999 г. Ранним утром 29 декабря прогремел тщательно спланированный взрыв, 54 кг тротила обрушили простоявшие полвека стены. А уже 17 января 2000 г. был заложен первый блок, не имеющий аналогов в мире циркового здания, по проекту московского архитектора Михаила Веснина.
Рождение нового современного здания цирка, которое произошло в сентябре 2003 года, состоялось благодаря настойчивости и огромной поддержке Президента Удмуртской республики Александра Александровича Волкова. Его внимание к строительству социально значимых объектов позволяет динамично развиваться нашей республике, превращая ее столице в культурный центр Приволжского округа.
Коллектив Государственного цирка Удмуртии бережно хранит и продолжает лучшие традиции. Одна из главных заповедей — служить Его Величеству Артисту. С большим уважением и любовью мы относимся и к мэтрам Российского цирка, и к молодым талантам. А ижевский зритель каждый раз дарит артистам свои аплодисменты и сердца.
Иркутский государственный цирк
История Иркутского цирка начинается практически одновременно с момента основания города. Свидетельством этому служат упоминания в летописях о цирковых представлениях. Первое из них датировано февралем 1795 года, когда в Иркутск прибыл на постоянное место жительства итальянец Миколетто. Летописец Петр Пежемский так зафиксировал это событие: «.. приехал в Иркутск итальянец, балансер Миколетто с женой, двумя малолетними дочерьми и 28 учеными собаками, давал здесь свои представления с успехом»… Семейный цирк Миколетто демонстрировал акробатические номера, хождение по проволоке и забавные сценки с дрессированными собаками.
В январе 1835 года во время празднования Масленицы показывали чудеса верховой езды труппа шведского цирка под руководством Франца Радо в балагане, который возвели на Спасской площади (напротив гостиного двора).
В 1859 году прусский королевский артист Рудольф Беккер удивлял иркутян фантасмагорическими номерами. Превозмогая все трудности тяжелой и долгой дороги, кроме Беккера в Иркутск, приезжали цирковые артисты из других стран.
Первый стационарный скромный деревянный цирк в Иркутске был построен в 1868 году итальянцем Сулье на собственные деньги в районе нынешнего сквера Кирова. Там он давал нехитрые представления и устраивал конные ристалища. Строение эксплуатировалось разными антрепренёрами, но просуществовало недолго – в начале 1900-х цирк сгорел, и горожане остались без любимого праздничного развлечения.
Но иркутяне не однозначно относились к цирковым представлениям. Так в газете «Иркутские Епархиальные ведомости» 4 января 1869 года в статье Архиепископа Иркутского было выражено возмущение тем, что в дни рождественских праздников в городе намечаются выступления приезжих цирковых артистов. «В самые дни праздника, собрания в цирке, без сомнения, готовятся полные, представления оживленные, и трата денег — щедрая. Так что не без любопытства останавливаешься на вопросе: где, в продолжение дней праздника Христова, собрания будут полнее и пожертвования щедрее — в цирке или в храме божьем?»
В мае 1885 года в городе появляется еще один деревянный цирк австрийца Добржанского, на манеже которого выступал знаменитый клоун Струсберг.
С тех пор цирки в Иркутске стали очень популярны: многократно выступали заезжие фокусники и иллюзионисты-китайцы, всевозможные факиры и медиумы. Многие цирковые труппы мечтали осесть в городе. Причина в том, что разраставшемуся городу хотелось развлечений, а цирк являлся в то время единственным зрелищным центром. Был в Иркутске и свой цирк-зверинец, на представлениях которого участвовали слоны, ягуары, львы, леопарды, крокодилы и гиены.
С 1908 года в Иркутске появилась постоянная труппа в цирке шапито. До 1958 в Иркутске в разные годы работало 7 цирков (6 шапито, один из которых — зимний). 18 мая 1958 сгорели здания зимнего (построенного в 1933) и летнего цирков.
Информация о проекте нового железобетонного здания цирка на три с половиной тысячи мест на Ивановском базаре была дана в статье в газете «Власть Труда» в 1930 году. Реализация проекта осуществилась только через тридцать с лишним лет.
Возведение здания Иркутского государственного цирка было закончено 1964 года. Стационарный каменный цирк стал самым крупным на территории Сибири и Дальнего Востока.
Большая роль в проектировании и строительстве принадлежала архитектору Борису Михайловичу Кербелю. На формирование стиля здания цирка, характеризующегося сочетанием простейших геометрических форм, выполненного в социалистическом минимализме, повлияла так называемая «борьба с излишествами» в СССР. Здание цирка предельно унифицировано и рационально. Внешний образ соответствует внутреннему интерьеру. Площадь, занимаемая цирком более 6 000 кв. метров. Одновременно в зрительном зале могут поместиться 1674 зрителя.
Диаметр циркового манежа одинаков во всем мире — 13 метров. Высота под куполом от манежа — 18 метров, расстояние между стенами зрительного зала, лестницы и крепежные крючки тоже соответствуют единому стандарту. Все эти параметры, как и величины лестниц и крепежных крючков соответствует мировым стандартам. Благодаря этому цирковые труппы, гастролирующие на арене цирка Иркутска, могут не подгонять свой реквизит – батуты, тросы, сетки, подвески, канаты под размеры залов. Иркутский цирк является уникальным тем, что может показывать самые разные цирковые программы – манежные, водные, ледовые.
Здание цирка включает в себя множество помещений, в том числе: конюшни и помещение для трюков иллюзиона под манежем, и помещения для животных — слоновник, где содержатся слоны, металлические вольеры для медведей, тигров, пантер. Первое цирковое представление состоялось 19 декабря 1964 года. В программе были выступления акробатов, гимнастов, иллюзиониста, дрессировщиков собачек и, самое необычное для иркутян, номер дрессированных слонов. Причем, эти слоны шли от вокзала до цирка в 25-ти градусный мороз от вокзала до цирка.
Первыми директорами были И. Р. Копылов, с 1979 — В. Б. Петров.
С 1965 года бессменно принимает своего благодарного зрителя. Много поколений маленьких иркутян испытали новые эмоции под завораживающим действом на манеже. Выступление профессиональных артистов цирка настоящее эстетическое удовольствие, и большая доза адреналина, в основе большинства цирковых трюков — риск. В Иркутском цирке побывали почти все известные коллективы, знаменитые и выдающиеся артисты цирка: Эмиль Кио, Тереза Дурова, Маргарита Назарова, династии Багдасаровых, Карандаш, Юрий Дуров и многие другие. Также в Иркутске побывали коллективы из Чехословакии, Болгарии, Монголии, Германии, Польши.
Казанский государственный цирк
История цирка в Казани насчитывает более 100 лет. Первое здание цирка в городе было построено в 1890 году братьями Никитиными. Здание цирка находилось в парке Чёрное озеро. В 1950-е годы с гастролями приезжал Олег Попов.
Являющееся одной из главных городских достопримечательностей и одним из крупнейших в мире в форме классической «летающей тарелки» инопланетян, необычное современное здание на 2312 зрителей было построено в 1967 году по уникальному проекту «Татгражданпроекта» (архитектор Г. М. Пичуев, инженеры О. И. Берим и Е. Ю. Брудный).
В проекте участвовали сотрудники Казанского физико-технического института. Экспертное заключение, что не имеющее внутренних опор-колонн здание цирка не обрушится, было дано известными казанскими учёными-механиками Х. М. Муштари, К. З. Галимовым и А. В. Саченковым. В 1971 году авторы проекта были удостоены Премии Совета Министров СССР, а позже здание было включено в число объектов республиканского культурного наследия.
Казанский государственный цирк работает под патронажем Министерства Культуры Республики Татарстан. В 1995 году при цирке был открыт музей. В 1996 года при цирке открыта Республиканская детская цирковая школа.
Кемеровский государственный цирк
После 1917 года цирковые артисты стали заезжать в Кемерово чаще, по-видимому, сказывалось развитие города, увеличение количества жителей – потенциальных клиентов. Город развивался, манил приезжих, а вместе с ними и бродячие цирковые труппы. Разговоры о гастролирующих артистах поутихли, яркие афиши приводили в прежний восторг только впечатлительную молодежь, да тех, кто приехал в город недавно. Становилось ясно – жителям нужен собственный, стационарный цирк.
В 1932 году в городе Кемерово на улице Кирова состоялось открытие первого зимнего сезона в только что построенном Кемеровском государственном цирке. Здание было деревянным. Расчитано оно было на небывалое 1602 места.
Это было знаменательное событие для развития циркового искусства в городе. 27 января 1932 года состоялось открытие первого сезона в Кемеровском цирке. На его арене начинал свой путь Народный артист СССР Юрий Никулин. На открытие цирка и премьерное представление сбежался весь город. Мест в зале не хватало, люди спорили с кассирами, плакали и умоляли, а потом стояли в проходах – увидеть первый спектакль хотя бы краем глаза – это уже было счастьем!
Аншлаги не уменьшились и через несколько месяцев. С собственным цирком, с зарубежными труппами и сильными, добротными программами Кемерово превратился в цирковой город, где каждый второй стремился попасть на представление хотя бы раз в год.
Приезжие артисты полюбили дружелюбный сибирский город. Сюда съезжались лучшие цирковые артисты страны, основоположники российской цирковой традиции – династии Филатовых, Дуговых, клоун Карандаш, молодой Юрий Никулин.
Деревянное здание продержалось долго, сорок один год. 2 марта 1971 году оно сгорело. Новый современный цирк был построен в 1973 году, который стоит до сих пор.
Тогда, в 70-х, о здании говорили все – в цирк завезли самую современную технику, осветительную и звуковую аппаратуру, не жалели денег ни на отделку здания, ни на оформление зала. Здание казалось настоящим дворцом. После деревянного предшественника, новое здание произвело среди жителей города настоящий фурор.
Теперь это не просто площадка для цирковых представлений – на манеже выступают звезды эстрады, проводят встречи актеры, дают концерты юмористы. В Кемеровский цирк стали чаще приезжать сильные, знаменитые и запоминающиеся программы под руководством Карины и Артура Багдасаровых, Татьяны Филатовой, Гии Эрадзе, Тиграна Акопяна, Николая Павленко и Аркадия и Александра Шатировых, цирк Братьев Запашных, Мега Цирк, экстрим-цирк «VITALI».
27 января 2022 Кемеровскому цирку исполнилось 90 лет. Но это возраст официальный. Настоящий кемеровский цирк, не привязанный к местам и планам, давно отпраздновал бы вековой юбилей.
Кировский государственный цирк
Открытие современного зимнего стационарного цирка состоялось 23 декабря 1977 года. За основу был взят типовой проект, разработанный в Москве Центральным институтом зрелищных сооружений (арх. Л. Сегал), подобного типа цирки существуют и в других городах страны. Например, только в 1971 году были сданы в эксплуатацию сразу четыре аналогичных здания: в Твери, Курске, Рязани и Красноярске.
Проектная вместимость цирка 2000 мест, и хотя фактически количество мест при строительстве было сокращено до 1600, это и теперь считается самый большой зрительный зал города. В строительстве цирка принимали участие местные проектные и строительные организации, а так же крупнейшие предприятия города (генеральный подрядчик СМУ – 6 «Кировжилстрой», заводы «Лепсе», «Сельмаш», Кировский Шинный завод, завод ЖБИ, машиностроительный завод им. 1 мая и др.). Привязку к местности сделал «Кировгипрогорсельстрой», автор проекта Е. А. Дик. «Кировмебель» занималась оформлением деревянными панелями фойе, гардероба, отделкой буфетов для зрителей. Мебель в гримуборных, гостинице и кабинетах администрации привезли из Котельнической мебельной фабрики, а художественным оформлением фойе занялись кировские скульпторы Владимир Бондарев и Клара Коциенко. Два больших панно на цирковую тематику украшают левую и правую части просторного фойе.
В этот же день несколькими часами ранее состоялось еще и открытие кировской диорамы, что вместе с гостиницей «Вятка», зданием цирка и двумя спускающимися трассой озера составило единый парковый комплекс.
Кисловодский государственный цирк
Цирк Кисловодска является единственным учреждением такого профиля в районе Кавказских Минеральных Вод. Это уникальное по своей архитектуре сооружение является еще и самым большим по вместимости зрителей – одновременно зал Кисловодска может принять 1483 зрителя.
Цирк Кисловодска является визитной карточкой и одной из главных достопримечательностей своего региона. Цирк Кисловодска воспитал своим чудотворным искусством многие поколения маленьких жителей города и подарил тепло и свет взрослым почитателям циркового искусства. Этот год является юбилейным для цирка Кисловодска – ему исполняется 40 лет.
История цирка в Кисловодске началась еще задолго до даты его официального открытия – 30 июня 1973 года. До 30-х годов в маленький кавказский курортных городок приезжали разрозненные цирковые труппы, которые давали представления в балаганах и шатрах шапито, разбивая их в многочисленных парках и скверах. В 1933 году в городе официально поставили летний цирковой шатер, в котором выступали гастролирующие труппы Гомеца и Гуц.
Костромской государственный цирк
В 1928 году на углу проспекта Текстильщиков и ул. Комсомольской построили деревянное каркасно — засыпное здание стационарного цирка на 1490 мест. Это был «Старый цирк», который помнят все костромичи старшего и среднего поколения, оно просуществовало достаточно длительное время. Здесь работали выдающиеся мастера манежа: клоуны Владимир Эйжен и Карандаш, Олег Попов, артисты Дуровы и знаменитая дрессировщица львов Ирина Бугримова, и многие другие замечательные артисты.
В 1964 году в здании цирка была проведена реконструкция, в результате на базе Костромского цирка была создана репетиционная база центральной студии циркового искусства. В цирке Костромы было создано много интересных и запоминающихся номеров и аттракционов, в том числе были подготовлены и выпущены новые аттракционы: «Иллюзионное ревю» Зинаиды Тарасовой, «Смешная группа хищников» Ивана Рубана, «Яки и овчарки» Виталия Тихонова, и даже программа «Цирк на льду».
Но такое положение вещей, к сожалению, продлилось не долго, в 1970 году цирк сгорел, и артисты снова лишились постоянного пристанища. Следующие году выступления снова стали проводиться в большом шатре «Шапито», естественно, представления в таком помещении можно было показывать только летом, что довольно сильно опечалило местных жителей. Длительное время костромичи переживали по утрате цирка. Приходилось испытывать большие трудности и неудобства, ездить на цирковые представления в город Ярославль.
Как результат, костромичи с радостью поддержали идею общегородского строительства нового стационарного здания цирка. Оно возводилось «всеми», многие граждане Костромы вложили свой вклад в строительство цирка на субботниках и воскресниках города. И вот наступил тот долгожданный день. Весной 1984 года в год 100-летия открытия первого цирка в г. Костроме распахнуло для многочисленной публики свои двери новое здание Костромского цирка.
Костромской государственный цирк на 1625 мест расположился на площади Мира и украсил деревянный город легкостью и изяществом архитектуры. Цирк построен на славу: светлые фойе, прекрасный зрительный зал с мягкими креслами, шикарные туалеты в стиле «антивандал» — сюда не избалованные благами цивилизации костромичи ходили просто на экскурсию.
Краснодарский государственный цирк
В Краснодаре цирк впервые появился в 1880 году, в виде балагана с заезжими артистами. В 1908 было построено первое стационарное деревянное здание цирка на тысячу мест на углу улиц Гудимы и Мира. В 1911-1930 годы в Краснодаре функционировал цирк М. Злобина «Цирк – наша Родина». Выступали коллективы под руководством И. Лебедева, А. Лапиадо. В последующие годы цирковые представления давали в городском парке.
В 1970 году построено новое стационарное здание Краснодарского цирка. На его арене выступали народные артисты СССР и России А. И. Филатов, М. М. и В. М. Запашные, Карандаш (Румянцев), Олег Попов, Юрий Ермолаев, Владимир Шевченко, Евгений Милаев; народные артисты России Сарват Бегбуди, Юрий Мерденов, Анатолий Корнилов, Игорь Кио и многие другие.
С 2014 года Краснодарский государственный цирк – государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края.
Красноярский государственный цирк
С 1971 года жителей и гостей города Красноярска артисты цирков радуют своими представлениями в зимнем здании. Строительство «Восьмигранной жемчужины» стало важным событием в жизни города, здание с момента постройки превратилось в настоящую достопримечательность.
Долго решался вопрос о том, каким же он будет, были рассмотрены различные проекты, но в итоге был принят типовой проект шестигранного здания с внесенными в него улучшениями, в частности были сделана мощная основа купола, способная выдержать любые представления с участием гимнастов. Архитектором стал Виталий Орехов. Количество зрительских мест составило 2000. Директорами цирка каждый в свое время были Т. Г. Восходова, З. Г. Моисеева, Н. Н. Митяев.
За долгую историю Красноярского цирка его посетили с выступлениями такие знаменитые артисты как А. Коромыслов, Э. Стрепетов, Олег Попов, Эмиль Кио, сестры Кох, Вальтер и Мстислав Запашные, Юрий Никулин, Карандаш, Али бек, Маргарита Назарова и другие, не менее известные любителям цирка личности. Так же цирк стал родительским гнездом для множества вчерашних выпускников цирковых училищ.
В настоящее время Красноярский цирк находится на реконструкции.
Курский государственный цирк
11 ноября 2011 года Курский государственный цирк распахнул свои двери. В нём все новое и в то же время так всё знакомо, всё из недалёкого детства. Установлено новое оборудование, имеется вторая арена для репетиций, прекрасно оборудованные гримерки для артистов, строится новая цирковая гостиница. Сейчас Курский цирк является одним из лучших цирков Европы.
Перед зданием цирка установлен памятник Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину. Памятник установлен благодаря усилиям директора цирка Андрея Иофина, который лично знал Юрия Никулина. Это третий в России памятник замечательному артисту и первый памятник Михаилу Шуйдину.
Магнитогорский государственный цирк
Первый (деревянный) цирк Магнитогорска строился одновременно с возведением промышленного комплекса и нового социалистического города (открыт 11 августа 1931 года).
В 1975 году открылся новый цирк фундаментального здания на 2000 мест. В новом здании цирк начал свою работу с того, что в ноябре 1975 года в нем состоялось торжественное заседание городской общественности, посвящённое 57-й годовщине Великой Октябрьской революции.
Днем официального открытия нового здания цирка является 1 января 1976 года. В 14.00 часов на манеже состоялось первое коммерческое представление, на которое пришли 1813 зрителей.
Нижегородский государственный цирк
В 1817 году на Нижегородской ярмарке стоял цирк-балаган, где выступали фокусники, танцовщики, медвежатники из Сергача, плясуны на канатах.
В 1879 году мещанин Петр Александрович Никитин получил от Нижегородской ярмарочной конторы на место для цирка 2000 кв. сажень на Старо-Самакатной площади, где он ставил балаган и давал цирковые представления.
Затем, накопив деньги, Никитины приступили к строительству деревянного стационарного цирка в Нижнем Новгороде. И 28 июля 1883 года состоялось первое представление.
Позже в связи с ростом Нижнего Новгорода появилась необходимость расширить цирк. И Никитины приступают к строительству каменного стационарного цирка, который принял первых зрителей 26 июля 1886 года. Это было первое каменное здание цирка Никитиных в России — в Нижнем Новгороде — помещение для зрителей на 2000 персон.
В 1923 году Нижегородский цирк братьев Никитиных перешел в ведение ЦУГЦ и стал третьим в стране государственным цирком. В 1925 году здание сгорело. 5 августа 1926 года в рабочем районе Канавино состоялось открытие нового цирка – одного из самых крупных в СССР.
Новым важным периодом в истории Нижегородского цирка стал начало функционирования 21 апреля 1964 года нового каменного здания на 1719 мест. С самого начала здесь велась большая творческая и организационная работа, которую возглавлял И. Маринин.
27 мая 1984 г. в старом (Горьковском) цирке прошло цирковое представление, посвященное 100-летию горьковского-нижегородского цирка. После него цирк закрылся на реконструкцию. Режиссером юбилейного представления, закрывающим его своим номером «Слоны и тигры» стал народный артист РСФСР Мстислав Запашный. Символический ключ от нового цирка М. Запашный передал директору цирка Маринину И. П. со словами «Мы скоро его откроем». На последнее представление, на закрытие старого цирка горьковчане собрались с особым чувством надежды на скорую встречу.
Процесс реконструкции был успешно начат, однако его ход прервало изменение политической ситуации в стране. На 23 года нижегородцы лишились качественных, высоко художественных представлений.
1 сентября 2007 года Нижний Новгород стал городом России, в котором открылся самый крупный цирковой комплекс в Европе. 23 года ждали нижегородцы это грандиозное событие.
Сегодня Нижегородский цирк — это огромный комплекс, занимающий площадь 30 тысяч квадратных метров. В цирке есть большая конюшня на 37 стойл, отдельные помещения для морских животных, хищников, слонов, собак, обезьян, большая современная ветлечебница, хозяйственный двор для автотранспорта, где под крышей при любых погодных условиях можно вести разгрузку животных.
Нижегородский цирк рассчитан на 2000 зрительных мест, предусмотрены специальные места для инвалидов-колясочников.
Нижнетагильский государственный цирк
Принято считать, что первый цирк появился в городе еще в 1885 году, когда нижнетагильцы собирались в шапито семейного артистического коллектива М. Труцци. Несколько лет шатер благополучно избегал конкуренции, однако к 1900 году количество временных цирков увеличилось. Хваткие, сильные антрепренеры – Ф. Изако, Э. Строкай, М. Боровской, В. Комухин – внесли свежее видение, сумели отвлечь публику от привычных программ, привив интерес к новым подходам, номерам, лицам. Билеты раскупались, приходили артисты, ставились программы, рос репертуар…
Постепенно город пришел к решению, что пора строить постоянное цирковое здание: в 1931 году под началом Б. Муратова, будущего директора нового цирка, было возведено каркасно-насыпное утепленное строение. Тогда-то и началась официальная история нижнетагильского цирка.
Новокузнецкий государственный цирк
8 июня 1939 года в городе Сталинске (Новокузнецке) открылся стационарный цирк – филиал Московского Центрального Управления государственными цирками. Открывали цирк группа дрессировщиков Е.В. Дуровой. В военное время цирк работал и весьма удачно. Только за победное лето 1945 года цирк посетило 300 000 зрителей.
Позже, решением Правительства было дано разрешение построить в городе Новокузнецке стационарный цирк. Первая свая была забита в 1967 году. 30 апреля 1974 году был подписан Акт Государственной комиссией по вводу Новокузнецкого цирка в эксплуатацию и в этот же день было открытие «Новокузнецкого государственного цирка». Вечером было дано цирковое представление «Ребята с Арбата» для строителей «Новокузнецкого цирка».
Первым Директором цирка стал Юрий Самуилович Шелков – уважаемый культурный работник, уже опытный в строительстве культурных учреждений города Новокузнецка.
Новосибирский государственный цирк
Цирк как здание нового типа проектировался в московском институте Гипротеатр архитекторами С. Гелфер и Г. Наприенко, конструктором В. Корниловым. Новизна сооружения в объёмно-планировочной композиции заключалась в возможности многофункционального его использования: как цирка, киноконцертного зала, зала массовых собраний, спортивных демонстраций, устройства выставок. Стационарная широкоформатная киноустановка могла сопровождать цирковые представления демонстрацией соответствующих кинолент.
Манеж в цирке смещён в сторону выхода артистов. Это позволило увеличить до 75 процентов число мест прямой видимости, что отличало здание от традиционной их планировки. Продумана и новая схема заполнения зала зрителями и их эвакуации. Вместимость зала — 2300 мест. Он заполняется через три широких прохода первого этажа и шесть входов из фойе второго. Здесь устроен кольцевой обход на уровне второго этажа, связанный со входами из фойе и эстрадой-сценой. Помимо удобного распределения зрителей по местам это расширило его постановочные возможности.
11 февраля 1971 г. празднично засияли огни нового цирка. Его строительством начиналась реконструкция старейшего района города — Железнодорожного, вдоль улицы Челюскинцев. Сама улица расширялась и благоустраивалась. На ней строился Дворец культуры железнодорожников.
Также интересно планировочное решение. Гениальная мысль советских градостроителей расположила здание цирка на одной линии с Вознесенским кафедральным собором, до конца 80-х годов единственным функционирующим православным храмом в городе.
Омский государственный цирк
История омского цирка началась в 1898 году, когда в новом деревянном здании на нынешней улице Партизанской начал давать представления цирк-театр купца Сичкарева. Здесь проходили не только цирковые представления, но и спектакли театральной труппы Долина. В цирке Сичкарева омичи увидели первые сеансы кинематографа. В зале помещалось 800 зрителей, его сцену приходилось постоянно перестраивать: для одного представления была нужна арена, для другого — театральная сцена, а при необходимости перед амфитеатром устанавливали киноэкран.
В 1908 году, когда на Казачьей площади для цирка было построено отдельное здание, цирк-театр Сичкарева прекратил свое существование. Во время Великой Отечественной войны в Омске работал эвакуированный из Минска государственный Белорусский цирк.
Современное здание омского цирка строилось несколько лет — с 1969 по 1973 год. Оно было возведено по тому же типовому проекту, что и большинство цирков нашей страны, однако омские архитекторы Ю. А. Захаров, А. И. Лунин и А. И. Юмакаев внесли свои коррективы в интерьеры, придав ему индивидуальность.
Открытие нового здания цирка на центральной магистрали города — проспекте К.Маркса — состоялось 14 октября 1973 года большим праздничным представлением.
Оренбургский государственный цирк
Первые постоянные цирки появились в Оренбурге в начале прошлого века. Одним из них стала летняя сцена для пантомимы. Впоследствии в городе было построено более основательное помещение для постоянных выступлений в течение всего года, однако в годы советской власти его изъяли для других нужд. Возведенное в 1935 году летнее здание сгорело в 1945 году. Вскоре появилось новое помещение, в котором проходят и сегодня представления цирка Оренбурга. Иногда его называют по улице, на которой расположено здание: «цирк на Кобозева в Оренбурге».
Перед оренбургским государственным цирком установлен памятник цирковому атлету Александру Зассу, получившему прозвище «Русский Самсон». Последние несколько лет активно обсуждается вопрос о строительстве нового здания цирка. Предлагался проект, по которому существующее помещение займет цирковое училище и гостиница для приезжих артистов. Затем было решено сохранить цирк в его изначальном, историческом месте.
Пермский государственный цирк
В апреле 1905 г. было построено деревянное здание цирка на Дровяной площади: угол улиц Садовой (ул. Революции) и Кунгурской (Комсомольский проспект). Здание просуществовало до 1923 г. затем было построено временное здание на Сенной площади (сейчас на этом месте находится один из корпусов технического университета).
В 1927 г. построен деревянный зимний цирк на 1500 мест в рабочем поселке Мотовилиха. В этом здании выступал клоун-дрессировщик В. Г. Дуров. Свое искусство демонстрировал иллюзионист Э. Т. Кио, эквилибристы на двойной проволоке и «Семафоре-гиганте» сестры Кох, велосипедисты-фигуристы под управлением Морено, акробаты-прыгуны труппы «Океанос» под управлением А. С. Ольховикова и другие.
В 1943 г. в цирке произошел пожар и здание сгорело. В августе 1970 года состоялось открытие нового стационарного цирка на 2237 мест на ул. Уральской.
Ростовский государственный цирк
Здание Ростовского цирка необыкновенно, впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или спортивный дворец, но не цирк. И только горельеф, так называемая (квадрига), на фронтоне да две характерные фигуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.
Отличается цирк от других и своим внутренним видом. Великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты, сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Г. Петров и А. Барулин, инженер Н. Щепетов постарались, чтобы кроме удобства зритель получил и эстетическое удовлетворение.
Но главное отличие нового цирка – его зрительный зал. При входе в него вас охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметре.
На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто не на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры.
В практике нашего строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. А это позволяет подвешивать воздушную аппаратуру для любых номеров программы.
Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь, даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.
Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н. Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.
Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримуборные, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же электрическая подстанция.
Рязанский государственный цирк
В 1910-е годы в Рязани в теплое время года братья Никитины в летнее время устанавливали временную конструкцию – шапито. В 1914 году в цирке Никитиных состоялось первое цирковое выступление А. Дурова. Дуров развлекал рязанцев скромным номером, в котором были задействованы пять собак. В 1927 году в Рязани усилиями атлета, содержателя чемпионатов французской борьбы, Г. Яковлева, появился дощатый летний цирк. Различные коллективы арендовали этот цирк в 1929-1931 годах.
Открывшийся в 1971 году в самом центре Рязани новый фундаментальный цирк, рассчитанный на 1700 зрительных мест, стал достопримечательностью города. На арене Рязанского цирка выступали знаменитые цирковые артисты, такие как: Юрий Никулин, Маргарита Назарова, братья Запашные, Карандаш, Юрий Куклачев, Ирина Бугримова и другие. Цирк располагает двумя манежами – репетиционным и для выступления.
Самарский государственный цирк
В 1907 г. местными купцами братьями Калиниными был сооружён капитальный театр-цирк «Олимп», который арендовали цирковые и театр, антрепренёры.
С 1919 г. в городе работал цирк братьев Феррони в специально выстроенном ими здании. В 1921 г. этот цирк был национализирован. В 1928 г. в «Олимпе» давал представления цирковой коллектив под руководством Н. Никитина (цирк «Колосс»). В 1928 г. было построено деревянное здание цирка, которое существовало до 1934 г. В 1936 г. представления возобновились в Струковеком парке в новом цирке-шапито.
10 августа 1969 г. в Самаре открылось новое здание цирка. Капитальное здание было рассчитано на 2185 мест. Место для его строительства было выбрано очень удачно – живописная набережная Волги, стала отличным дополнением красивого здания Самарского цирка.
Саратовский государственный цирк
В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по-настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».
8 октября 1931 года состоялось открытие нового каменного здания цирка (на ул.Чапаева), купол хотя и был деревянным, но не имел опорных колонн, которые мешали смотреть зрителям представления. В те времена таких цирков были единицы. Было построено трёхэтажное деревянное общежитие для проживания артистов, животные получили оборудованные всем необходимым помещения. В программе на открытие нового цирка начал свою творческую деятельность легендарный клоун Народный артист СССР Михаил Румянцев — «Карандаш», здесь в Саратове он сложился как артист-комик, чтобы в последствии обрести любовь и признание во всём мире.
Во время Великой отечественной войны Саратовский цирк, один из немногих, свою деятельность не прекратил, работал, несмотря на все тяготы и лишения военного времени. На его базе создавались цирковые бригады, которые выезжали с представлениями на фронт, госпиталя, эвакопункты и предприятия прифронтового города. В годы войны на арене Саратовского цирка сделали свои первые шаги к славе Вальтер и Мстислав Запашные, легендарные артисты и дрессировщики.
Народный артист СССР Олег Попов дебютировал в Саратове в 1951 году как клоун, теперь его знает весь мир как «солнечного клоуна».
С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие. Все работы были проведены в межсезонные перерывы, поэтапно не останавливая работы цирка в активный сезон. Одновременно на месте деревянного общежития стали строить цирковую гостиницу «Арена», которую ввели в с строй 1 января 1968 года.
В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.
Севастопольский государственный цирк
Цирк в Севастополе – не путешествующий. Город-герой располагает постоянно действующей организацией, именуемой «Севастопольский государственный цирк». Но это – чисто организационное учреждение. Собственной цирковой труппы тут нет. Соответственно, здесь занят организацией гастролей коллективов из других населенных пунктов.
Дело тоже нужное – в среднем за туристический сезон в городе русских моряков успевают побывать 5-6 известных коллективов с интересными программами. Но есть другая проблема – в Севастополе нет цирка и в архитектурном смысле, то есть отсутствует капитальное строение с ареной, куполом и кулисами.
Представления проводятся в сооружении в стиле бременских музыкантов – некапитальном сооружении с шатровой крышей на улице Пожарова. Оно-то ничего – показы от этого хуже не становятся.
Впрочем, некапитальное здание ограничивает цирковой год – оно плохо приспособлено к афише в холодное время года, то есть основная нагрузка вынужденно приходится на летний сезон.
Симферопольский государственный цирк
История Симферопольского цирка началась осенью 1959 года – именно тогда в столице Крыма был построен первый стационарный цирк. До этого в город приезжали временные цирки-шапито. Симферопольский цирк был возведен в самом центре города и работал только летом. Вскоре цирк был частично перестроен и стал функционировать круглый год.
Первым директором Симферопольского цирка был И. Г. Вайсфельд. А уже в 1962 году цирк возглавил Борис Николаевич Тезиков, имя которого в настоящее время он носит.
За более чем 50 лет существования в Симферопольском цирке успели побывать звезды мирового цирка, народные и заслуженные артисты СССР: Леонид Енгибаров, Юрий Никулин, канатаходцы Ташкенбаевы, Людмила и Владимир Шевченко, Игорь и Эмиль Кио, Карандаш, династии Дуровых, Корниловых,Филатовых, Ирина Бугримова, клоуны Берман, Вяткин, Маргарита Назарова, воздушные акробаты и гимнасты Волжанские и многие другие знаменитые артисты.
Зрительный зал цирка рассчитан на 1 300 посадочных мест.
Сочинский государственный цирк
На пересечении двух проспектов – Пушкина и Курортного, – возле прекрасного памятника садово-паркового искусства Дендрария, находится здание Сочинского цирка.
Усилиями первого директора Семена Александровича Пищика, внесшего немалый вклад в организацию циркового искусства города, и группе архитекторов под руководством Юлиана Львовича Шварцбрейна, удостоенного Государственной премии за проект Сочинского цирка, жители и гости курорта получили в подарок это уникальное здание.
19 мая 1971 года под позывные циркового марша состоялось его открытие, а тот, кто был свидетелем закладки фундамента, навсегда сохранит в памяти это событие, участником которого был и Юрий Никулин. Зрительный зал на 2000 мест, просторные вестибюли и фойе. Удобные обзорные галереи с красочными мозаичными панно, необычные фигуры птиц и животных, искусно выполненных в мраморном полу фойе, – все это подготавливает к восприятию циркового действа, в котором участвуют артисты высочайшего класса.
Ставропольский государственный цирк
Когда издали смотришь на здание Ставропольского цирка, он представляется инопланетным пришельцем или межзвездным кораблем будущего. В его облике есть что-то таинственное, как само цирковое искусство.
Советский цирк – новая страница этого вида искусства на Ставрополье, которую «писали» многие выдающиеся артисты. Вспомним лишь одну. Первое послевоенное цирковое выступление состоялось в 1952 году, на расчищенном от развалин месте, где сегодня разместилась гостиница «Интурист». Главным номером программы было выступление Григория Новака, только что пришедшего на манеж из большого спорта. Тот цирковой сезон был памятен еще одним событием. В его разгар чуть ли не под самой ареной саперами был обнаружен фашистский склад, буквально забитый снарядами и минами… В разные годы здесь строили здания временного типа и давали представления М. Злобин, Ж. Труцци, А. Лапиадо и др. В годы НЭПа в Ставрополе работали различные получастные цирки «Товарищества», «Колларты», УЗП и др. Время от времени ЦУГЦ ставил здесь в летние месяцы шапито.
Открытие нынешнего, стационарного здания Ставропольского цирка на 1746 мест по типовому проекту (арх. М. Шульмейстер, Ю. Моторин, А.Кудрявцев; инж. А. Титов, Т. Лебедева, М. Глинкин) состоялось в 1976 году. Здание оборудовано современной театрально-цирковой техникой. Среди первых зрителей были и те, кто строил здание, в том числе представители производственного объединения «Ставропольремстрой», СМУ-2, треста № 4. За большой труд Ставропольский горком КПСС и исполком городского Совета наградили 98 строителей Почетными грамотами. С того времени здесь выступали многие прославленные артисты страны и мира. Зрители аплодировали Игорю Кио, Марине Маяцкой, группе Валентина Филатова, выступали коллективы Москвы, Молдавии, Ярославля, Вильнюса, Германии.
Таганрогский цирк-шапито «Азовье»
Первое здание Таганрогского цирка появилось в городе еще в 80-е годы XIX века. Здание было спроектировано братьями Труцци — артистами из российской цирковой династии. Именитая семья артистов проживала в Москве. Но, во время траура после смерти одного из любимейших народом царя — Александра II, деятельность Труцци перестала быть прибыльной. Глава цирковой династии, Максимилиан Труцци, собрал свою семью и отправился на гастроли по южным провинциям страны. В первом же городе, Ростове-на-Дону, труппу ждал небывалый успех.
Два сына Максимилиана, Рудольф и Жижетто, в результате переехали в Таганрог. Первый стационарный цирк был построен из деревянных материалов. Первое представление в новом здании жители Таганрога увидели в 1881 году. В 1898 году здесь состоялось выступление легендарного артиста Анатолия Леонидовича Дурова.
С 1917 года, по воспоминаниям работников цирка, они переживали безденежье. Питание цирковых артистов обеспечивал владелец местной пекарни. Он был настолько увлечен цирковым искусством, что в результате продал свою пекарню и вместе с труппой уехал в Керчь.
В 50-е годы здание, простоявшее около 70 лет, сильно обветшало. Был открыт новый цирк-шапито, которым руководил М. А. Беликов. Власти Таганрога решили построить цирк летнего назначения с использованием сборных конструкций. С конца 60-х годов и до 1988 года представления в цирке Таганрога давались 2 месяца весной (апрель и май) и 2 месяца осенью (октябрь, ноябрь). В 90-е годы цирк из передвижного превратился в стационарный. С 1993 года цирк стал работать в течение всего теплого периода — с мая по август. В этот период он также был отмечен звездными выступлениями: в 1996 году здесь проходили выступления Терезы Дуровой.
Сейчас выступления проходят по адресу Красный переулок, 26/1 (также встречается адрес Чехова, 100 — это один и тот же цирк). Здесь устанавливается летний шатер.
Тверской государственный цирк
Днем рождения Тверского цирка принято считать 14 ноября 1924 года, в этот день состоялось первое выступление на манеже нового деревянного стационарного здания цирка. Данное помещение было отапливаемым, что позволяло проводить здесь мероприятия в течении всего года. Зал вмещал 1874 зрителя, так как это был один из самых вместительных залов Твери, то здесь кроме цирковых шоу проводились и другие праздники, утренники, совещания города.
Деревянный цирк был очень удобен, его проект видимо тщательно продумывался, здесь было и фойе, и кассы, и буфет, административные помещения, а также гримерки для артистов, и бытовые комнаты для проживания, и даже конюшня на 15 лошадей. Не каждый город мог похвастаться таким продуманным зданием цирка. Первый гастрольный год ознаменовался выступлениями известнейших русских цирковых артистов того времени – дрессировщика А. Л. Дурова, клоунов Д. С. Альперова и М. И. Федорова, клоуна-сатирика В. Е. Лазаренко и других.
Но жизнь данного цирка оказалась недолгой. Уже через год после открытия, Тверской цирк сгорел во время пожара, произошедшего из-за чей-то халатности. Власти города обещали восстановить полюбившееся жителям Твери помещение в течение года, но на практике все оказалось несколько дольше – новый стационарный цирк-шапито, правда, летний, был выстроен в Твери только в 1932 году. В течение семи лет цирковым артистам пришлось устраивать свои выступления в передвижных цирках шапито, в Гос.театре, в летнем театре и даже в городском саду. Старания цирковых трупп с благодарностью воспринимались тверяками, которые, не смотря на отсутствие стационарного здания, всегда с радостью посещали цирковые шоу.
Данный цирк подвергся большим разрушениям во время оккупации города немцами во время Великой Отечественной войны, но уже до ее окончания жители цирк восстановили (1944). Но не надолго… снова случился пожар в 1949 году. Следующий цирк, так же летний и деревянный был построен на берегу Волги. Он просуществовал до 1971 году, когда его закрыли по причине открытия нового современного каменного цирка, в котором проходят выступления и сегодня.
9 декабря 1971 года на площади Победы, ныне Тверской, был открыт новый стационарный цирк на 1657 мест. Здание было выстроено по типовому проекту архитектора А. Л. Сегала; у здания имеются 11 «братьев-близнецов» (в Омске, Курске, Рязани и т.д.). Показательно, что именно здесь предпочитали ставить и отрабатывать большие и сложные, предназначенные на «экспорт», программы. Отапливаемый удобный зрительный — амфитеатр из 15 рядов. Купол высотой 18 метров и галереи вмещают ряд технических служб, вентиляционные устройства, звукоизолирующие панели, осветительные системы. В комплекс нового цирка входят помещения для артистов и персонала, репетиционный зал, конюшни, помещения для животных. Рядом с цирком — гостиница для артистов на 160 мест.
Тульский государственный цирк
Открытие нового цирка состоялось 3 сентября 1963 года. В торжественной обстановке строители вручили директору цирка ключи от этого уникального здания. В знак благодарности первыми зрителями здесь стали те, кто подарил землякам этот замечательный дворец. Вот так. После 15-летнего затишья в Туле начался первый сезон нового цирка.
За годы ежедневной круглосуточной эксплуатации — днем спектакли, ночью репетиции — цирк от такой нагрузки изрядно поизносился и с виду вроде бы постарел. А для того чтобы «старика» омолодить, потребовался капитальный ремонт и некоторая реконструкция внутренних помещений. Директором Тульского цирка назначается Дмитрий Васильевич Чвыров, ранее занимавший должность главного инженера цирка, человек предприимчивый, хорошо знающий цирковую жизнь. Все ремонтные работы велись здесь при его непосредственном участии.
На это ушло два с половиной года. Наш «красавец» основательно помолодел, оделся в мрамор и зеркала, приобрел красивые люстры, бра, хорошую мебель для благодарных зрителей. На улицах города запестрели афиши, приглашающие туляков на цирковые представления. И опять к этому храму оригинального искусства потянулись вереницы празднично одетых людей.
Приезжали на гастроли и представители самых различных жанров и самой высокой квалификации. Одним словом, «звезды» считали за высокую честь выступать в городе, где живут истинные почитатели и строгие ценители их благородного труда.
Тюменский государственный цирк
В 1910 году в городе появляется своя цирковая труппа, радующая зрителей разнообразными, зрелищными постановками. Тусклый свет керосиновых ламп сменился ярким газовым освещением, от которого каждый выход казался не в пример ярче, смелее и выразительнее. Популярность цирка в Тюмени возросла, к нему стали стекаться новые и новые горожане, у артистов появились постоянные поклонники.
Подорвать интерес к цирку не удалось даже после февральской революции 1917 года. Уже через два года, 10 сентября 1919 газета «Известия» сообщала об открытии цирка Союза артистов Тюмени. Поздние публикации рассказывают об атлетических номерах, гастролях клоунов и иллюзионистов.
14 марта 1921 года цирк национализируют. Постановлением губисполкома его передают в управление подотдела искусств Губнаробраза. Государственный статус Тюменского цирка сохранен до сих пор.
К середине 20-х годов власти принимают решение: снести старое, опасное для жизни здание, а на его месте возвести новое. Масштабный проект осуществляли долго. Только в 1932 году газеты смогли опубликовать счастливую для горожан новость: 15 мая на улице Первомайской состоится открытие государственного цирка Тюменского горсовета. Директором, которого стал Соснин В. С. ,
С этого времени начался новый отсчет. С некоторыми перерывами заново отстроенное здание просуществовало до 2001 года. За это время горожане и приезжие успели повидать многое: гастроли местных и приезжих коллективов, инновационные номера, захватывающие программы, фестивали, выступления гениев циркового искусства… И неизменного инспектора манежа Петра Хохлова, любимца публики, самолично руководившего каждым представлением. В 2000 г. Директором цирка стала Халилова Ф. Р., под чутким женским руководством цирк расцветал и принимал в своих стенах радостного зрителя.
А в 2001 году произошло несчастье: мокрый снег прорвал купол летнего цирка, лишив его жизни на два сезона. Несмотря на это, в Тюмень приезжали артисты, привозя с собою облегченные программы, вызывавшие немного печальные, но полные надежды улыбки зрителей.
К осени 2002 года цирк начал просыпаться: в мае провели демонтаж основного строения, а в сентябре уже монтировали конструкции нового. Проект здания, разработанный под руководством знаменитого тюменского архитектора Игоря Литовки, пришелся как раз во время, и оказался для города настоящим подарком: современное, привлекательное здание превосходит многие российские цирки не только по внешнему виду, но и в плане технической оснащенности.
Пожалуй, даже с учетом развития цирковой традиции мало где увидишь просторные холлы, большие гардеробы, уютные, чистые буфеты и удобные, приятные для глаз вестибюли. Содержанию животных здесь уделено особое внимание: построены служебные и бытовые помещения, кухни, конюшня и слоновник. Для каждого вида создается особый температурный режим.
Приезжие, не зная особенностей города, часто путают цирк с развлекательным центром. И то, пожалуй, неудивительно: общая площадь здания составляет 5425 м2, а на его куполе расположен гигантский металлический шар, который, как и все строение, светится ночью.
Хабаровский государственный цирк
Передвижной цирк-шапито в Хабаровске работал с начала XX века. С 1930-х и до конца 1950-х годов цирк-шапито находился недалеко от площади Ленина. С началом строительства главного корпуса Хабаровского медицинского института цирк переехал на ул. Льва Толстого (перекрёсток с Амурским бульваром).
В 2001 году постоянно действующий Хабаровский цирк на 1300 мест открыл свои двери и одновременно обрел титул «самый молодой цирк России». Действительно, в других городах здания цирков были построены еще в советское время и работают до сих пор. А Хабаровский цирк, несмотря на свою молодость, быстро обрел любовь горожан.
В силу необычной истории сложилось так, что у него нет собственной труппы. Это не мешает цирку жить насыщенной концертной жизнью: сюда приезжают именитые гастролеры со всей России, а иногда заглядывают и гости из-за рубежа.
Челябинский государственный цирк
10 декабря 1919 года было проведено собрание артистов с повесткой дня о создании товарищества артистов цирка на новых началах, о выборе исполнительного Комитета товарищества, о выборе ревкомиссии, о выборе режиссерско-художественного совета.
5-го сентября 1930 года торжественно открывается цирк в новом помещении на ул. Труда №48, тогда как старое помещение с Площади революции было убрано. Открытию цирка все газеты посвящают множество статей, в частности и газета «Челябинский рабочий» в №216 от 5 ноября печатают большую статью, как зрелищному предприятию, обслуживающему массового зрителя. Программа цирка в то время достаточно уплотненная, гастролеры с частой периодичностью сменяют друг друга, упомянем основных: акробаты Колесниковы, артисты Мосэстрады Диллер и Вильямс, творцы смеха Коко и Якотоми, Эрос – чертово колесо, Японская труппа и др. номера.
Челябинский Госцирк выходит на широкую дорогу своей творческой деятельностью. Зимние сезоны работает в Челябинске, летние выезжает в г. Златоуст. Цирк возглавляется административным руководством, крайне ограниченным штатом. Весь творческий состав: артисты цирка, командируются в Челябинск, по плану Госцирка и Министерства культуры.
В 1979 году было завершено строительство нового здания цирка. 1 января 1980 года в новом здании под зеленым куполом состоялось первое представление. Его дал литовский коллектив. С того момента прошло уже более 30-ти лет, на манеже нового цирка побывали такие именитые артисты как Владимир Шевченко, Вальтер Запашный, Мстислав Запашный, знаменитые династии Дуровых и Филатовых и многие другие.
Ярославский государственный цирк
Первый государственный цирк был построен в городе в 1937 г. Он был деревянным. Его здание было полностью разрушено во время войны в 1943 году. В 1950-1960-е годы город посещали передвижные цирки-шапито.
Новый стационарный цирк типового советского проекта на 1800 мест построили только в 1963 году. На арене Ярославского цирка выступали такие артисты как Юрий Дуров, Олег Попов, Карандаш, Игорь Кио, Анатолий Латышев, Андрей Николаев, Алан Бутаев, Николай Павленко и многие другие. Также здание цирка являлось площадкой для выступления звёзд эстрады.Директорами цирка были М. Зиберов, А. Ядрёнов, С. Трахтенберг (с 1990).
С апреля 2009 по март 2011 года к 1000-летию Ярославля шла первая за полвека реконструкция давно обветшавшего здания цирка. Открытие отреставрированного цирка состоялось 30 марта 2011 года.
Якутский государственный цирк
Государственный цирк Республики Саха (Якутия) создан указом первого Президента Республики Саха (Якутия) 5 сентября 1994 года. Цирк Якутска считается самым северным в России. По всей стране его знают под названием «Бриллиантовый».
Инициаторами и организаторами цирка в республике являются руководители Сахацирка, заслуженные артисты РФ и РС (Я) Марфа и Сергей Расторгуевы, представлявшие свое самобытное искусство более чем в 30 странах мира. В 1990 году были организованы группы: Цирк-синтез-театр «Ойуун», «Туhулгэ», которые стали основой создания цирка.
В цирке работают артисты, являющиеся первым национальным, разножанровым коллективом в истории республики. Выпускники Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) им. Румянцева-Карандаша — канатоходцы; цирковое отделение Колледжа культуры и искусства РС (Я) — акробаты; выпускники Международного колледжа искусств (Пекин) — джигиты-конные акробаты, жонглеры, дрессировщики другие артисты Государственного цирка. Сегодня здесь работают более 60 человек: акробаты, жонглеры, джигиты, дрессировщики, эквилибристы, воздушные гимнасты, иллюзионисты, канатоходцы, клоуны. Есть у цирка и свой оркестр, балет и детская студия.